View Source

Пользователи  и заказчики часто спрашивают, почему Digium предлагает и открытую платформу ip \-телефонии Asterisk, и коммерческое решение Switchvox?

Компания Digium создатель и спонсор проекта с открытым исходным кодом, позволяющему сделать из обычного персонального компьютера мощную коммуникационную систему ip-телефонии Asterisk. Однако, компания Digium также создала и продает готовую "под ключ" коммуникационную систему ip-телефонии на базе Asterisk. Система Switchvox гораздо дешевле, нежели конкурентные решение ip-АТС и унифицированных коммуникаций (Unified Communications), созданные на основе проприетарных технологий, но тем не менее не является бесплатным.

Ответ на вопрос, почему Digium предлагает бесплатную платформу Asterisk и коммерческое решение Switchvox, можно дать простой ответ: оба продукта имеют различные цели и предназначены для различных аудиторий.

Asterisk создан разработчиками систем коммуникаций и для разработчиков этих систем. Проект был запущен в 1999 году американским разработчиком Марком Спенсером. Исходных код проекта был открытым и сразу после первого релиза начался прием предложений по добавлению функционала от все возрастающего сообщества. В результате получился движок, который обслуживает все низкоуровневые детали инициирования, поддержки и манипуляции медиа потоков в реальном времени (суть есть голосовой вызов) между конечными точками коммуникаций (суть есть терминалы или телефоны). Так как первый релиз был усовершенствован и протестирован более чем 65 000 разработчиков  и системных интеграторов из 170 стран мира, эффект от Asterisk'а был ошеломляющим.

Asterisk для ip-телефонии является тем-же, что и Apache web-сервер для web-приложений: в высшей степени изящная система на которой строятся другие приложения\! Так же как и web-сервер, который мало полезен без web-приложений, сервер ip-телефонии малополезный без телефонных приложений. Web-приложения могут быть довольно простыми и представлять собой одну статическую HTML страницу, а могут быть сложным приложений, по типу Facebook или Google. Подобное можно сказать и о телефонии: приложения телефонной связи могут быть весьма простыми сценариями, а могут быть представлены сложными и комплексными программными пакетами прикладных сервисов телефонной связи\! Низкоуровневые движки, на подобии Asterisk и Apache, представляют собой очень мощные системы, благодаря тому что представляют собой низкоуровневую платформу для разработчиков прикладного уровня, которые создают свои приложения поверх движков ip-телефонии Asterisk или web-сервисов Apache. Разработчики низкоуровневых движков создают специальные решения, которые реализовывают определенный набор функций, в то время как прикладные программисты пишут приложения, заставляющие Asterisk вести себя как ip-АТС или как [VoIP] шлюз, фактически, выступать в роли любого телефонного устройства \-\- и даже ip-телефона\!\!\!

Некоторые приложения для Asterisk довольны просты и используют немногим больше того, что реализовано в ядре Asterisk. Более продвинутые приложения могут формировать законченные решения ip-телефонии, выполняя соединения Asterisk с базой данных, web-сервисов и других внешних приложений. В конце концов, существует ряд приложений, которые связывают Asterisk с web-приложениями, образуя тем самым сложную систему управления через web. Такое сложное агрегированное решение предоставляет гораздо больше функций, чем это мог бы сделать отдельно стоящий движок Asterisk. Телефонная система Switchvox компании Digium \-\- представляет собой яркий пример такого класса приложений.

Если Asterisk можно сравнить с двигателем, то Switchvox \-\- это готовый к эксплуатации автомобиль\! Команда разработчиков Switchvox за 6 лет разработки создала мощную и гибкую программно-аппаратную платформу унифицированных коммуникаций, с которой каждый, с минимальными техническими знаниями, способен управлять и работать со сложной системой корпоративной связи\!  В то время, как Asterisk разработан для специалистов и разработчиков в сфере коммуникаций, Switchvox предоставляет малому и среднему бизнесу мощную и в то же время недорогую и эффективную телефонную систему.

Swtichvox имеет удобный и понятный интерфейс управления, реализованный в виде графического интерфейса пользователя, что позволило отказаться от довольно сложных текстовых файлов конфигураций, используемых в Asterisk. Switchvox имеет все функциональные возможности полноценной телефонной системы, которые дополняются функционалом унифицированных коммуникаций: обмен мгновенными сообщениями, голосовая почта, отправка факса с рабочего стола пользователя системы, осуществление звонков путем простого перетаскивания пиктограмм на рабочем столе абонента Switchvox, многосторонняя конференц связь и расширенное и настраиваемое IVR меню. Другими словами, функциональные возможности, которые стоят в проприетарных системах тысячи долларов, предоставлены покупателю платформы по очень доступной цене.

Asterisk, как отдельный движок корпоративной телефонии, получает все конфигурационные настройки из обычных текстовых файлов. Каждый телефон в системы должен быть настроен вручную системным администратором. Switchvox, в свою очередь, позволяет автоматически обнаруживать и конфигурировать телефоны и централизовано управлять всеми абонентами системы. Также в Switchvox заложен функционал автоматического обнаружения и конфигурации аппаратных плат Digium для интеграции с сервисом классической телефонии. Настройка SIP транков и межсистемного взаимодействия с другими (например, филиальными узлами корпоративной телефонии) осуществляется в несколько кликов мышки в графическом интерфейсе управления Switchvox. 

Итак, кто на самом деле должен использовать Switchvox, вместо Asterisk? Для кого предназначено коммерческое решение от компании Digium? Ответ очевиден: люди, не являющиеся гуру в области телефонных коммуникаций, те, кому просто нужен простой и, в то же время, мощный функционал, заложенный в Switchvox. потенциальным покупателем решения от Digium могут стать владельцы бизнеса, которым нужна надежная и полнофункциональная система современных сервисов связи и унифицированных коммуникаций, ориентированная на малый и средний бизнес с количеством сотрудников, не превышающих 400 человек.

Не поймите нас не правильно: все это можно сделать и на базе Asterisk \-\- создать мощную телефонную систему, но главный недостаток такого подхода заключается во времени реализации сервисов, сложность их дальнейшего обслуживания и поддержки и отсутствия унифицированных составляющих телефонной системы. Разработка приложений для Asterisk требует от программистов и внедренцев решения достаточно серьезных технических знаний и навыков, включая хорошее понимание работы ip-телефонии, сетевой инфраструктуры, администрирования Unix-подобных систем, традиционной телефонии, программирования на разных языках. Даже имея такого специалиста (специалистов), Вам необходимо учесть кривую обучения в реализации комплексного решения рабочей и протестированной системы, готовой надежно предоставлять сервисы для сотрудников компании. Даже если такая система запущена в промышленную эксплуатацию, Вам нужен кто-то из персонала или компании интегратора, к которому можно обратиться и узнать, как работает система, какие изменения необходимо внести в нее и прочее. 

Флагманский продукт Switchvox SMB компании Digium, со всеми "бантиками", которые Вы только можете себе представить, начинается приблизительно с 3600$. SOHO (от англ. Small Office / Home Office --- малый/домашний офис)  решение стоит 1600$. Если Вы все-еще искушены использовать Asterisk, который является неплохим выбором, все же для начала сделайте простой расчет: цена SOHO решения, составляющая 1600$, разделите на час работы сотрудника (или сотрудников), участвующих в создании и инсталляции решения. Предположим, что один час работы такого инженера составляет 50$ в час, тогда 1600/50=32 часа\! Если Вы найдете человека, который реализует необходимое для Вас решение за 32 часа или меньше, не упускайте эту возможность\! Если нет, тогда Switchvox \-\- это то, что Вам нужно\! Если Вы обладаете достаточными знаниями Asterisk платформы, вам необходимо собрать аппаратную платформу, создать самостоятельно или использовать готовые решения интерфейса администрирования системы, возможно, это будет web-интерфейс, работающий под управлением сервера Apache. Также, необходимо проработать пользовательский интерфейс, предназначенный для конечного пользователя системы. Возможно, Вы захотите интегрироваться с системой календарей, на подобии Exchange, iCal, Google Calendar и пр. Более того, Вам необходимо разобраться, как настроить доставку голосовых уведомлений на почтовые сервера компании, систему обмена мгновенными сообщениями. Имея команду опытных разработчиков это можно разработать за несколько месяцев. Занимаясь разработкой системы с нуля, Вы ощутите все силу и гибкость платформы Asterisk. Вам не нужно писать SIP стек, обработчики DTMF сигналов. В действительности "телефонное программирование" сводиться к написанию нескольких строк кода сценария в файле конфигурации номерного плана и нескольких строк SQL-запросов в базу данных.   

Asterisk, как платформа, может играть роль связующего звена между [VoIP] и TDM сетью (как аналоговой, так и цифровой). Если Вы уже знакомы с телефонией, сетевыми технологиями и написанием сценариев, тогда Вам достаточно ознакомится с соответствующей литературой, например: "Астериск. Будущее телефонии", изучить многочисленные примеры и готовые "рецепты". Также можно пройти обучение и получить сертификацию по инсталляции платформы ip-телефонии Asterisk. Следует понимать, что использовать уже готовые решение гораздо проще чем, например, писать код на языке С, используя API проприетарных решений.

{color:#0000ff}Выводы{color}

Если Вы технически подкованы и понимаете комплексную картину унифицированных коммуникаци, тогда Asterisk \-\- это то, что вам необходимо. В случае, если Вам нужна большая корпоративная телефонная система по доступной цене, выбирайте Switchvox\!