View Source

Статья описывает способы уровни внедрения IP телефонии в бизнесе.

h1. Выбор решения IP телефонии

h2. Выбор решения IP телефонии

Первый и самый простой вид использования технологий передачи голоса по IP сетям - это междугородние и международные звонки. Использовать услуги ip телефонии можно двумя способами:

1) Купить пред-оплаченную карточку у одного из провайдеров, звонить на специальный номер дозвона и проходить процесс авторизации при помощи пин-кода или за счет определения системой вашего номера телефона.

2) Подключиться к серверу провайдера сразу по IP. Для этого необходимо качественное подключение к интернет и специальное оборудование на стороне клиента.

Первый вариант обладает рядом недостатков:


* Неудобство пользования услугой и трудности интеграции с АТС. Нужно постоянно вводить пин-код (многие телефоны позволяют занести его в память телефона, поэтому это часто не проблема). Когда покупается одна карта на компанию, приходится программировать все телефоны. В распечатке звонков виден только внешний номер и нельзя определить кто куда и когда звонил. Используется одна из внешних городских линии.
* Тарифы для звонков по карточкам обычно выше на 20-30%, чем звонки по IP (как во втором случае). Во многих республиках СНГ национальные телекомы облагают специальным налогом провайдеров IP телефонии, который последние просто переносят на потребителя.

Поэтому далее речь пойдет о втором варианте подключения к IP телефонии.

Для реализации такого подключения необходимо организовать IP линк от компании до сервера провайдера. Чаще всего это делается при помощи выделенных линий и специального [VoIP] оборудования.



!pic1.png!



GW:: [VoIP] Gateway (голосовой шлюз). Предназначается для преобразования аналоговых голосовых каналов, поступающих с обычных телефонов, подключённых к нему напрямую, либо с телефонов, подключённых к офисной АТС, которая, в свою очередь, подключается к шлюзу.
АТС:: Обычная офисная телефонная станция.
DSL:: Выделенный канал связи Internet.
IP Telephony Provider:: сервер провайдера IP телефонии, который принимает звонки, поступающий от голосового шлюза по IP, и маршрутизирует их далее.

Преимущества данного решения


* Более дешёвые тарифы (по сравнению с карточками).
* Удобство. АТС настраивается на голосовй шлюз (выход через 9, например), и все телефоны автоматически могут пользоваться ip телефонией.
* Свободные внешние городские линии.

Подавляющее большинство провайдеров телефонии предлагают своим клиентам именно такую схему подключения. При этом они устанавливают свое оборудование (голосовой шлюз, дают выделенную линию) и подключают компанию к своему сервису телефонии. Минусы такого подключения для корпоративного клиента:


* Ежемесячная абонентская плата за использование оборудования
* Полная зависимость от провайдера телефонии. Компания _завязана_ на сервер провайдера и вынуждена получать услугу телефонии по данным ей ценам и качеству.

Решением данных проблем становится только самостоятельный выход на рынок IP телефонии, установка собственного оборудования и самостоятельный выбор провайдера IP телефонии.


h2. Asterisk IP-PBX как решение телефонии для компании

IP-PBX (private branch exchange)
\\
\- это телефонная станция на базе протокола IP. Asterisk
\\
\- это open source продукт мирового сообщества разработчиков ва главе с компанией Digium, первоначального автора Asterisk.

Преимущества использования Asterisk IP-PBX:


* Нулевая стоимость приобретения. Asterisk - продукт open source, поэтому использование и приобретение системы не сопряжено с лицензионными выплатами. Вы наверняка уже сталкивались с продуктами open source, например, используя Linux в качестве серверной платформы.
* Большой набор функциональных возможностей. Голосовая почта, конференц-связь, электронное голосовое меню - все это изначально находится в системе. Вы можете в любой момент настроить и запустить нужный вам модуль без необходимости покупать доп. программное обеспечение или платы расширения, как было бы в случае с "классическими" системами.
* Полная свобода выбора провайдера IP телефонии. Компания самостоятельно выбирает, к какому провайдеру подключаться. Более того, изучив цены и протестировав качество нескольких провайдеров, можно подключиться сразу ко всем, выбрав, какое направление кому отправлять.
* Масштабируемость. В зависимости от объёма переговоров, выбирается первоначальная конфигурация оборудования. Например, для обеспечения 4-х одновременных разговоров по IP, необходимо аналоговая PCI карта с 4-мя FXS интерфейсами (для подключения к АТС по аналоговым соединениям). Для обеспечения 30 одновременных разговоров, необходимо сменить/добавить цифровую PCI карту с E1 интефейсом. Для обеспечения 120 одновременных разговоров, необходимо PCI карта c 4-мя E1 интерфейсами. Upgrade системы делается просто сменой карты в сервере.
* Гибкость. Asterisk использует собственный [VoIP] протокол
\\
\- IAX. Это позволяет избежать многих проблем, связанных с преобразованием сетевых адресов
\\
\- NAT. В отличие от H323/SIP протоколов (поддерживаемых), для которых NAT
\\
\- большая помеха в работе, IAX протокол использует единственный UDP порт 4569, что позволить системному администратору четко определять политику доступа.
* Глобальность. Где бы не находись работники компании, они могут пользоваться собственной телефонией с любого места, подключённого к интернет (отели, интернет кафе, Wi-Fi споты).

Схема телефонной инфраструктуры компании, построенной на базе Asterisk IP-PBX
!pic2.png!

h2. Открытое ПО

_Рисунки сделаны в программе Dia - открытом кросс-платформенном UML редакторе._
* [Dia|http://www.gnome.org/projects/dia/]
* [AutoDia|http://droogs.org/autodia/]
* [Dia Icons|http://www.redferni.uklinux.net/dia/]