Asterisk Managment Interface (AMI), Часть 1

Skip to end of metadata
Go to start of metadata

AMI — мощный и удобный программный интерфейс (API) Asterisk для управления системой из внешних программ. В дополнение к AMI, часто используется AGI — это интерфейс для запуска внешних приложений, управляющих каналом Астериска в рамках конкретного вызова. Благодаря AMI внешние программы могут осуществлять соединения с Астериском посредством TCP протокола, инициировать выполнение команд, считывать результат их выполнения, а так же получать уведомления о происходящих событиях в реальном времени. Этими механизмами можно пользоваться, например в следующих случаях:

  • Необходимо узнать состояние системы
  • Количество активных абонентов
  • Выполнять команды CLI удаленно
  • Улучшить хранение CDR
  • … и многое другое

AMI часто используют для интеграции с бизнес-процессами и системами, программным обеспечением CRM (Customer Relationship Managment — управление взаимодействия с клиентами). Он также может применяться для разнообразных приложений, таких как программы автоматического набора номера и системы click-to-call (звонок-по-щелчку).

Управление Астериском часто осуществляется из консоли CLI, но при использовании AMI не требуется прямой доступ к серверу, на котором запущен Астериск. AMI — это наиболее простой инструмент, который в руках разработчика может оказаться очень мощным и гибким средством для интеграции с другими программными продуктами. Он дает возможность разработчикам использовать информацию, генерируемую Астериском, в реальном масштабе времени.

Стоит так же отметить, что Астериск начиная с версии 1.6 использует интерфейс менеджера версии 1.1. В основном изменения коснулись объединения множества однотипных команд и стандартизации ответов, выдаваемых различными модулями. Выяснить версию интерфейсам можно с помощью команды [CoreSettings]. Версия может меняться в дальнейшем, если интерфейс AMI будет терять полную совместимость с предыдущими версиями. AMI часто используют для интеграции с бизнес-процессами и системами, программным обеспечением CRM (Customer Relationship Managment — управление взаимодействия с клиентами). Он также может применяться для разнообразных приложений, таких как программы автоматического набора номера и системы click-to-call (звонок-по-щелчку).

Управление Астериском часто осуществляется из консоли CLI, но при использовании AMI не требуется прямой доступ к серверу, на котором запущен Астериск. AMI — это наиболее простой инструмент, который в руках разработчика может оказаться очень мощным и гибким средством для интеграции с другими программными продуктами. Он дает возможность разработчикам использовать информацию, генерируемую Астериском, в реальном масштабе времени.

Стоит так же отметить, что Астериск начиная с версии 1.6 использует интерфейс менеджера версии 1.1. В основном изменения коснулись объединения множества однотипных команд и стандартизации ответов, выдаваемых различными модулями. Выяснить версию интерфейсам можно с помощью команды [CoreSettings]. Версия может меняться в дальнейшем, если интерфейс AMI будет терять полную совместимость с предыдущими версиями.

Как работает AMI

Между сервером Астериск и клиентской программой для установления связи используется простой по-строчный протокол, каждая строка сообщения которого состоит из двух строк:

  • key — ключевое слово, описывающее характер информации, содержащейся в текущей строке. Ключевое слово не является уникальным и может встречаться несколько раз в рамках одной посылки
  • value — значение параметра
  • Ключевое слово от значения отделяется двоеточием

Далее мы будем использовать термин «пакет», что будет описывать серию конструкций «key:value», разделенных CRLF и завершеных дополнительной последовательностью CRLF.

Протокол взаимодействия между Астериском и клиентом можно описать следующими характеристиками:

  • Перед тем как посылать команды в сервер Астериск, необходимо выполнить сессию соединения клиента с сервером Астериск;
  • Пакеты могут быть переданы в любой последовательности и в любое время после прохождения процедуры аутентификации;
  • Первая строка пакета должна содержать один из следующих ключей: «Action» (единственный вариант при отправки клиентом), и ключи «Event» (Событие) и «Response» (Ответ) (должны быть отправлены от Астериска к клиенту);
  • Порядок строк в пакете не имеет значения, вы можете использовать любой язык программирования, которым можно формировать пакеты на стороне клиента;
  • CRLF используется для разделения каждой из строк в пакете и двух последовательностей CRLF (она же \r\n) для того, чтобы обозначить завершение передачи команды в Астериск

AMI принимает подключения, устанавливаемые на сетевой порт (по умолчанию — TCP порт 5038). Клиентская программа подключается к AMI через этот порт и аутентифицируется, после этого Астериск будет отвечать на запросы, а также отправлять извещения о изменениях состояния заданных подсистем Типы пакетов

Пакет, передаваемый от клиента в Астериск сервер и назад определяется следующими ключевыми характеристиками:

  • Action, пакеты отправляемые клиентом, соединенным с AMI. После обработки сервером такого пакета будет осуществлено некоторое действие. Существуют относительно гибкие ограничения на действия, осуществляемые клиентом. Один пакет — одно действие. В пакете Action должно содержаться имя операции, которую необходимо выполнить, а также все необходимые параметры;
  • Response, определяет ответ, отсылаемый Астериском клиенту по факту выполнения действия;
  • Event, данные, относящиеся к событию, которое сгенерировано внутри ядра Астериска или модуля расширения.

Как правило, клиент отсылает пакеты Action в Астериск (они так же называются коммандами). Астериск, в свою очередь, выполняет запрос и возвращает результат (часто результат — успешность действия с кратким описанием в случае неудачи), получаемое в пакете Response. Нет гарантии касательно порядка прихода результатов (пакетов Response), поэтому в клиентском запросе обычно включают параметр [ActionID] в каждый пакет Action, при этом соответствующий пакет Response будет содержать такое же значение в поле [ActionID]. Таким образом, клиент может очень легко обрабатывать Action и Response пакеты, в любом желаемом порядке, не ожидая пакетов Response, чтобы произвести следующее действие.

Следующая команда CLI (работает автодополнение Tab'ом) поможет получить полный списко команд AMI, доступных в вашей версии Астериска: *CLI> manager show commands

Пакеты Response. Как написано выше, служат ответами на переданные команды. Передается один ответ на команду и может нести несколько значений:

  • «Success» — действие успешно и вся информация содержится в данном пакете
  • «Error» — произошла ошибка, подробное описание в заголовке «Message»
  • «Follows» — результат выполнения будет передан в последующих Event пакетах

Event пакеты (события) применяются в двух контекстах. С одной стороны — они информируют клиента об изменении состояния подсистем Астериска (пр. изменения состояния канала), с другой стороны — они переносят набор данных, который возвращает Астериск в ответ на действие Action.

  • Когда клиент отсылает пакет Action, Астериск может (в случаях если требуется вернуть много однородных записей) отправить Response пакет, содержащий толко запись «Response: Follows». Далее Астериск отсылает некоторое количество событий, содержащих набор данных и, наконец, событие, которое сообщает, что все данные были отправлены. Все генерируемые при этом пакеты Event содержат [ActionID] первоначального пакета Action, который инициировал запрос. Таким образом, можно легко обрабатывать их, как и пакеты Response. Пример события, генерируемого Action'ом — это Action Status, который инициирует событие Status для каждого из активных каналов. После передачи всех событий Status, отправляется событие [StatusComplete].
  • События создаются различными структурными частями Астериска (каналы SIP/IAX2/…, CDR, диалплан, различные части ядра). Основная задача, которая возложена на события, позволить внешней присоединенной системе получить информацию от Астериска, собирая эти все события, анализируя их и выполняя действия в зависимости от полученных результатов.

События не документированы в CLI, поэтому подробную информацию можно найти в документации (файл manager_1_1.txt), на сайте voip-info.org. Если всё-таки остается впечатление, что какое-то событие не описано, но должно быть — можно найти всевозможные события в исходном коде соответствующего модуля по имени функции — manager_event

Перед тем как перейти к практическим примерам, стоит отметить, что начиная с версии 1.6 Астериска интерфейс AMI приобрел номер версии 1.1. Это связано с приведением формата команд к единому формату и частичной потерей совместимости. Статья будет освещать работу версии 1.6, там где различия существуют пояснения будут даны в скобках. Безопасность

Так как возможности по управлению работой системы, предоставляемые через AMI интерфейс, практически безграничны. Кроме не шифрованного пароля и возможности ограничить доступ к AMI с тех или иных ip-адресов, в интерфейсе Manager (так еще его называют) нет других средств обеспечения безопасности, поэтому крайне не рекомендуется использовать его на публичных IP адресах.

Если же использование из публичной сети необходимо, то необходимо проследить чтобы доступ был ограничен с помощью iptables или производился через VPN туннели любого типа. Доступ к AMI интерфейсу так же может быть получен через встроенный HTTP(S) сервер, настраивается доступ в файле http.conf. Стоит заметить что по-умолчанию интерфейс AMI запрещён, ровно как и работа с ним через HTTP сервер.

Так же в ненадежной сети, если требуется предоставить доступ конечному пользователю к AMI (например, функциональность click-2-call через TAPI), для обработки всех соединений с API интерфейса Manager, рекомендуют использовать программу [AstManProxy]. О нём в другой раз.

Конфигурация AMI

Для того, чтобы использовать интерфейс AMI, необходимо отредактировать файл /etc/asterisk/manager.conf, который отвечает за настройку.

[general]
enabled=yes ; возможность работать с AMI (по-умолчанию no)
port=5038 ; на порту TCP 5038
bindaddr=192.168.0.1 ; принимать соединения в локальной сети (0.0.0.0 - на всех интерфейсах)
timestampevents = yes ; Отправлять в пакетах событий временную метку
displayconnects = yes ; Отображать факт подключения пользователя к AMI
allowmultiplelogin = yes ; Разрешить несколько параллельных подключений с одним именем

; Начало секции, описывающей пользователя
[admin] ; имя пользователя, которое определяется администратором Астериска
secret=passwd1234 ; пароль пользователя AMI
deny=0.0.0.0/0.0.0.0 ; запретить все ip-адреса
permit=192.168.0.2/255.255.255.0 ; разрешить соединение только с одного ip
read=system, call, log, verbose, command, agent, user ; список передаваемых пользователю классов событий
write=system, call,log, verbose, command, agent, user ; список разрешенных классов команд

Секция [general] определяет общие настройки подключения. Активирует AMI опция enabled=yes. Примечание: Чтобы настройки вступили в силу, необходимо сделать перегрузку AMI:

*CLI>module reload manager

или

*CLI>manager reload

С помощью опций deny и permit можно указать ip-адреса, с которых возможно осуществлять подключение к Астериску. Можно добавить еще пользователей системы (скопировав секцию начиная с квадратных скобок) и назначить им права доступа:

  • read — права на чтение;
  • write — права на запись.

В указанном выше примере, пользователю admin были даны обширные права, вплоть до остановки сервиса Астериск (за это отвечает опция command). В последующих версиях (1.6.1 и позже) запрещено использовать в AMI команды, которые могут привести к остановке астериска.

Ссылки

Enter labels to add to this page:
Please wait 
Looking for a label? Just start typing.