Внедрение и настройка Asterisk IP-PBX

Skip to end of metadata
Go to start of metadata

Внедрение и настройка Asterisk IP-PBX

Статья не закончена.

Данная статья предназначена для тех, кто всерьез задумался о внедрении системы на базе Астериск и начал составлять требования к системе.

Общие сведения

Система на базе Asterisk IP-PBX, о которой идет речь, построена на базе Asterisk IP-PBX стабильной ветки 1.4, и включает в себя WEB-ориентированный графический интерфейс управления, при помощи которого настраиваются наиболее часто используемые функции, такие как:

  • подключение пользователей по IP;
  • настройка карт Digium в случае использования взаимоподключений с традиционными сетями связи (УАТС, телефонная сеть общего пользования- ТФОП);
  • настройка голосовой почты;
  • настройка голосового меню;
  • настройка очередей и операторов

Требования к оборудованию

Астериск работает на базе операционной системы Linux, которая известна своей адаптированностью под практически любые аппаратные платформы. Таким образом, система Asterisk может работать как на традиционном и самом распространенном оборудовании типа PC, до RISC архитектур и супер компьютеров. При рассмотрении вопроса сервера для Asterisk мы рекомендуем следующие варианты.

  • Купить настоящий "белый" сервер для монтажа в стойку с заранее предустановленной системой. Такая опция предоставляется рядом поставщиков решений на базе Asterisk. На наш взгляд, это имеет следующие преимущества:
  • более надежная и стабильная работа. Компоненты сервера такого типа очень тщательно выбираются и тестируются на совместную работу (процессор, память, контроллеры, подсистема ввода-вывода и пр). Также обычно многие компоненты включают дополнительные узлы, отвечающие за нахождение и автоматическую коррекцию ошибок и избыточность (оперативная память, RAID массивы, несколько блоков питания), а также такие системы позволяют проводить операции по замене вышедших из строя компонент находу без останова сервера.
  • Гарантированная поддержка от поставщика. При использовании "самосбора" предъявить претензии просто некому, так как сервер собирается самостоятельно из различных блоков различных поставщиков.
  • Порядок в кабельной инфраструктуре. Обычно все провода аккуратно и незаметно заводятся в шкаф-стойку, где обеспечивается должный уровень вентиляции и температуры.
    Недостатком использования "брендовского железа" конечно же является более высокая цена по сравнению с обычными компьютерами.
  • Самостоятельно собрать сервер по частям. Конкурировать с первым вариантом тут можно только в случае наличия очень грамотного и опытного технического персонала.
  • Установить Астериск на любой уже имеющийся компьютер, тем самым превратив его в сервер телефонии. Данный вариант требует тщательного тестирования, обладает меньшей надежностью по сравнению с двумя предыдущими, так как скорее всего существующий компьютер не собирался с повышенными требованиями к отказоустойчивости.
    В особых случаях, когда требуется доступность связи пять девяток (99,999%), используются кластерные системы, работающие в режимах балансировки нагрузки и/или горячей замены.

Обычно задаются следующие вопросы:

  • Какое оборудование понадобится для обеспечения одновременного количества звонков?
  • Какое количество одновременных звонков выдержит данное оборудование?
    Однозначного правила, позволяющего рассчитать требования по мощности, нет. Связано это с различными затратами разных ресурсов компьютера в разных приложениях и конфигурациях. Однако все же есть ряд правил, позволяющие примерно ответить на вопросы по мощности сервера.
  • Оборудование Digium постоянно (независимо от наличия активных звонков) потребляет ресурсы центрального процессора (CPU), используя прерывания (IRQ).
  • Транскодинг (преобразование одного кодека в другой) весьма дорогостоящаяя операция. Например, большинство провайдеров связи поддерживают только кодеки G723.1 (5.3/6.3 кбит/сек) и G729 (9.6 кбит/сек) и не поддерживают кодек G711 (64 кбит/сек). Поэтому при использовании кодека G711 (нет сжатия и потерь) внутри офиса астериск делает транскодинг G711 -> G729 при звонках через провайдера. Также транскодинг возникает при использовании интерактивного меню (IVR), записанного в формате, отличном от формата канала. Если в случае с G729 можно установить карту Digium TC400, которая будет аппаратно выполнять транскодинг, до с другими кодеками такой возможности нет.
  • Запись разговоров. В обычной конфигурации требования к дисковой подсистеме минимальны. Однако при использовании сквозной записи разговоров и большом их одновременном количестве вопрос производительности подсистемы ввода-вывода уже выходит на первый план. Решается он использованием SCSI интерфейсов, RAID массивов, использованием файловых системам, проецируемых в память (RAM fs), специальным разбиением файловых систем, и другими средствами увеличиения скорости операции чтения/записи.
  • Использование сервера астериск для решения других задач, таких как обеспечение доступа в интернет, почтового сервиса и др.
  • Коммутация одного канала занимает около минимум 20 Mgz процессорной мощности.

Требования к каналам связи (интернет-канал)

Основное требование - это обеспечение приоритезации голосового трафика над данными. Используются следующие приемы:

  • Полное физическое разделение интернет каналов: одного для данных, другого для голоса. В этом случае влияние трафика с данными на передачу голосовых потоков исключено.
  • Логическое разделение каналов. Например, при использовании E1 подключения с интернет провайдером можно сконфигурировать систему таким образом, что по одному физическому линку будут передаваться два независимых логических канала передачи данных.
  • Использование одного канала для передачи данных и голоса. Данный вариант требует тщательной настройки всех узлов сети на обеспечение приоритезации голосового трафика над данными. Также в этом случае "теряется" часть канала, так как для сглаживания пиков нагрузки маршрутизаторы конфигурируются на скорости, меньшие реально возможных.
    Размер необходимого голосового канала связи зависит от типа используемого кодека и количества одновременных разговоров. Для подсчетов мы рекомендуем использовать калькулятор, доступный на сайте http://www.asteriskguru.com в разделе Tools.

Подключение к существующим АТС или к телефонной сети общего пользования (ТФОП)

Наиболее современные операторы связи поддерживают взаимоподключение по SIP протоколу IP телефонии. Все остальные (традиционные) провайдеры вынуждают использовать дополнительное оборудование по сопряжению со своей сетью.

Астериск поддерживает следующие типы подключения к традиционным сетям связи:

  • Цифровой интерфейс E1/T1/J1 и протокол ISDN PRI
  • ISDN BRI интерфейс
  • Аналоговый интерфейс
    Лучше всего исользовать E1 и ISDN PRI соединения, так как в этом случае плотность каналов и стоимость на канал делают решение на базе Asterisk не имющим сравнимых альтернатив. Также помимо стоимости цифровые интерфейсы позволяют передавать дополнительную информацию, например, номер вызывающего абонента (ANI), набранный номер (DNID) и др.

Подключение по E1 интерфейсу и протоколу ISDN PRI

Для данного подключени используется оборудование Digium с 1-м, 2-мя или 4-мя портами. Это карты TE120P, TE210P/TE212P/TE205P/TE207P и TE405/TE410/TE407/TE417 соответственно.
Более подробную информацию по картам можно получить на сайте http://pbxware.ru. E1 подключение позволяет использовать 30 одновременных каналов связи. Таким образом, одна карта Digium может обеспечить до 30-120 одновременных разговоров. При выяснении способа подключения к оператору связи

ISDN BRI

ISDN BRI является также широко распространенным способ подключение. Одна линия ISDN BRI позволяет использовать 2 одновременных канала связи.

Аналоговые линии

Наименее желаемый тип взаимоподключения. Связано это с низкой плотностью каналов, более высокой удельной стоимостью канала, возможным (и решаемым) проблемам с импульсным набором, определением "занято", отключения, эффектом эха. В качестве аналоговых интерфейсов используются карты:

  • TDM400P - до 4-х каналов.
  • TDM800P - до 8-ми каналов.
  • TDM2400P - до 24-х каналов.
    Дополнительная информация на сайте http://www.asteriskpbx.

Типы подключения абонентов

Предпочтительный тип подключения - [VoIP]. Asterisk поддерживает следующие VOIP протоколы:

  • IAX2. Самый предпочтительный протокол - IAX2, так как этот формат является "родным" для asterisk. IAX расшифровывается как Inter Asterisk eXchange protocol версии 2. Данный протокол обладает рядом преимуществ по сравнению с другими протоколами, в частности он без проблем "проходит" через NAT/VPN сети, проще администрируется, более безопасен, и меньше потребляет интернет-трафика. Однако данный протокол только недавно начал поддерживатся сторонними производителями шлюзов.
  • SIP. Наиболее распространненый протокол. Очень хорошо поддерживается системой астериск. При невозможности использования IAX2 протокола нужно использовать SIP.
  • H323. Самый первый протокол передачи голоса в пакетных сетях. На сегодняшний день стандартом является H323 версси 4. Постепенно данный протокол выходит из обращения в пользу SIP/IAX2 протокола. Частично поддерживается астериск, так как ни одна из 3-х (!) различных реализаций не обуспечивает достаточного уровня совместимости/надежности. Связано это в первую очередь с большой сложностью реализации протокола H323 и его архитектурой, а также то, что разработчики астериск не занимаются поддержкой H323, и это выполняют сторонние компании/разработчики по "остаточному" принципу (для меня работает, ну и хватит).

Аналоговые шлюзы

Представляют собой преобразователи непрерывных электрических сигналов, используемых в телефонии в IP пакеты. Шлюзы можно классифицировать по следующим критериям.

  • Количество портов. Существуют шлюзы на 1,2,4,8,16,24,32,48 портов.
  • Поддерживаемые [VoIP] протоколы: IAX2, SIP, H323
  • Форм-фактор. Для монтажа в стойку или "настрольный" вариант.

IP телефоны

Отличаются в первую очередь ценой и внешним видом. Есть как бюджетные модели китайских производителей (до 100$ за телефон), так и элитые модели "белых" брендов по цене 300-400$. Также последнее время есть так называемые Dual телефоны с поддержкой GSM и [WiFi] сред передачи. IP телефоны могут иметь 2 сетевых интерфейса (RJ45) для экономии сетевого кабеля. В этом случае основной сетевой шнур подключается к телефону, а компьютер подключается к сети через телефон. Т.е. телефон работает как мини-хаб.

Софтфоны (программные телефоны)

Наиболее доступный способ оборудования абонента, так как существует большое количество бесплатных и недорогих софтфонов.
Мы используем софтфон Zoiper, доступный с сайта http://www.zoiper.com. Коммерческая версия соффона поддерживает кодек G729, также возможно заказать собственный дизайн.

USB телефоны

Работают в паре с софтфонами. Подключаются к USB порту компьютера. По цене немногим меньше самых дешевых полноценных IP телефонов.

Бизнес-кейсы

Новый офис

Лимит существуюшей УАТС

Объединение офисов

"Продвинутые" функции

Центр обработки вызовов (call center)

Enter labels to add to this page:
Please wait 
Looking for a label? Just start typing.