Внедрение и настройка Asterisk IP-PBX

Version 1 by Admin
on Feb 21, 2011 11:57.

compared with
Current by Admin
on Mar 02, 2011 01:26.

Key
This line was removed.
This word was removed. This word was added.
This line was added.

Changes (42)

View Page History
h1. Внедрение и настройка Asterisk IP-PBX

*Статья не закончена.*
{TOC}
Данная статья предназначена для тех, кто всерьез задумался о внедрении системы на базе Астериск и начал составлять требования к системе.

h2. Общие сведения

Система на базе Asterisk IP-PBX, о которой идет речь, построена на базе Asterisk IP-PBX стабильной ветки 1.4, и включает в себя WEB-ориентированный графический интерфейс управления, при помощи которого настраиваются наиболее часто используемые функции, такие как:
* подключение пользователей по IP;

h2. Требования к оборудованию

Астериск работает на базе операционной системы Linux, которая известна своей адаптированностью под практически любые аппаратные платформы. Таким образом, система Asterisk может работать как на традиционном и самом распространенном оборудовании типа PC, до RISC архитектур и супер компьютеров. При рассмотрении вопроса сервера для Asterisk мы рекомендуем следующие варианты.
* Купить настоящий "белый" сервер для монтажа в стойку с заранее предустановленной системой. Такая опция предоставляется рядом поставщиков решений на базе Asterisk. На наш взгляд, это имеет следующие преимущества:
* более надежная и стабильная работа. Компоненты сервера такого типа очень тщательно выбираются и тестируются на совместную работу (процессор, память, контроллеры, подсистема ввода-вывода и пр). Также обычно многие компоненты включают дополнительные узлы, отвечающие за нахождение и автоматическую коррекцию ошибок и избыточность (оперативная память, RAID массивы, несколько блоков питания), а также такие системы позволяют проводить операции по замене вышедших из строя компонент находу без останова сервера.
* Гарантированная поддержка от поставщика. При использовании "самосбора" предъявить претензии просто некому, так как сервер собирается самостоятельно из различных блоков различных поставщиков.
* Порядок в кабельной инфраструктуре. Обычно все провода аккуратно и незаметно заводятся в шкаф-стойку, где обеспечивается должный уровень вентиляции и температуры.
Недостатком использования "брендовского железа" конечно же является более высокая цена по сравнению с обычными компьютерами.
* Самостоятельно собрать сервер по частям. Конкурировать с первым вариантом тут можно только в случае наличия очень грамотного и опытного технического персонала.
* Установить Астериск на любой уже имеющийся компьютер, тем самым превратив его в сервер телефонии. Данный вариант требует тщательного тестирования, обладает меньшей надежностью по сравнению с двумя предыдущими, так как скорее всего существующий компьютер не собирался с повышенными требованиями к отказоустойчивости.
В особых случаях, когда требуется доступность связи пять девяток (99,999%), используются кластерные системы, работающие в режимах балансировки нагрузки и/или горячей замены.
* Какое количество одновременных звонков выдержит данное оборудование?
Однозначного правила, позволяющего рассчитать требования по мощности, нет. Связано это с различными затратами разных ресурсов компьютера в разных приложениях и конфигурациях. Однако все же есть ряд правил, позволяющие примерно ответить на вопросы по мощности сервера.
* Оборудование Digium постоянно (независимо от наличия активных звонков) потребляет ресурсы центрального процессора (CPU), используя прерывания (IRQ).
* Транскодинг (преобразование одного кодека в другой) весьма дорогостоящаяя операция. Например, большинство провайдеров связи поддерживают только кодеки G723.1 (5.3/6.3 кбит/сек) и G729 (9.6 кбит/сек) и не поддерживают кодек G711 (64 кбит/сек). Поэтому при использовании кодека G711 (нет сжатия и потерь) внутри офиса астериск делает транскодинг G711 \-> G729 при звонках через провайдера. Также транскодинг возникает при использовании интерактивного меню (IVR), записанного в формате, отличном от формата канала. Если в случае с G729 можно установить карту Digium TC400, которая будет аппаратно выполнять транскодинг, до с другими кодеками такой возможности нет.
* Запись разговоров. В обычной конфигурации требования к дисковой подсистеме минимальны. Однако при использовании сквозной записи разговоров и большом их одновременном количестве вопрос производительности подсистемы ввода-вывода уже выходит на первый план. Решается он использованием SCSI интерфейсов, RAID массивов, использованием файловых системам, проецируемых в память (RAM fs), специальным разбиением файловых систем, и другими средствами увеличиения скорости операции чтения/записи.
* Использование сервера астериск для решения других задач, таких как обеспечение доступа в интернет, почтового сервиса и др.
* Коммутация одного канала занимает около минимум 20 Mgz процессорной мощности.

h2. Требования к каналам связи (интернет-канал)

Основное требование \\- - это обеспечение приоритезации голосового трафика над данными. Используются следующие приемы:
* Полное физическое разделение интернет каналов: одного для данных, другого для голоса. В этом случае влияние трафика с данными на передачу голосовых потоков исключено.
* Логическое разделение каналов. Например, при использовании E1 подключения с интернет провайдером можно сконфигурировать систему таким образом, что по одному физическому линку будут передаваться два независимых логических канала передачи данных.
* Использование одного канала для передачи данных и голоса. Данный вариант требует тщательной настройки всех узлов сети на обеспечение приоритезации голосового трафика над данными. Также в этом случае "теряется" часть канала, так как для сглаживания пиков нагрузки маршрутизаторы конфигурируются на скорости, меньшие реально возможных.
Размер необходимого голосового канала связи зависит от типа используемого кодека и количества одновременных разговоров. Для подсчетов мы рекомендуем использовать калькулятор, доступный на сайте [http://www.asteriskguru.com] в разделе Tools.

h2. Подключение к существующим АТС или к телефонной сети общего пользования (ТФОП)

Наиболее современные операторы связи поддерживают взаимоподключение по SIP протоколу IP телефонии. Все остальные (традиционные) провайдеры вынуждают использовать дополнительное оборудование по сопряжению со своей сетью.

* ISDN BRI интерфейс
* Аналоговый интерфейс
Лучше всего исользовать E1 и ISDN PRI соединения, так как в этом случае плотность каналов и стоимость на канал делают решение на базе Asterisk не имющим сравнимых альтернатив. Также помимо стоимости цифровые интерфейсы позволяют передавать дополнительную информацию, например, номер вызывающего абонента (ANI), набранный номер (DNID) и др.

h3. Подключение по E1 интерфейсу и протоколу ISDN PRI
Для данного подключени используется оборудование Digium с 1-м, 2-мя или 4-мя портами. Это карты TE120P, TE210P/TE212P/TE205P/TE207P и TE405/TE410/TE407/TE417 соответственно.
Более подробную информацию по картам можно получить на сайте http://pbxware.ru. E1 подключение позволяет использовать 30 одновременных каналов связи. Таким образом, одна карта Digium может обеспечить до 30-120 одновременных разговоров. При выяснении способа подключения к оператору связи

Для данного подключени используется оборудование Digium с 1-м, 2-мя или 4-мя портами. Это карты TE120P, TE210P/TE212P/TE205P/TE207P и TE405/TE410/TE407/TE417 соответственно.
Более подробную информацию по картам можно получить на сайте [http://pbxware.ru]. E1 подключение позволяет использовать 30 одновременных каналов связи. Таким образом, одна карта Digium может обеспечить до 30-120 одновременных разговоров. При выяснении способа подключения к оператору связи

h3. ISDN BRI
ISDN BRI является также широко распространенным способ подключение. Одна линия ISDN BRI позволяет использовать 2 одновременных канала связи.

ISDN BRI является также широко распространенным способ подключение. Одна линия ISDN BRI позволяет использовать 2 одновременных канала связи.

h3. Аналоговые линии

Наименее желаемый тип взаимоподключения. Связано это с низкой плотностью каналов, более высокой удельной стоимостью канала, возможным (и решаемым) проблемам с импульсным набором, определением "занято", отключения, эффектом эха. В качестве аналоговых интерфейсов используются карты:
* TDM400P \\- - до 4-х каналов.
* TDM800P \\- - до 8-ми каналов.
* TDM2400P \\- - до 24-х каналов.
Дополнительная информация на сайте [http://www.asteriskpbx].

h2. Типы подключения абонентов
Предпочтительный тип подключения \\- VoIP. Asterisk поддерживает следующие VOIP протоколы:
* IAX2. Самый предпочтительный протокол \\- IAX2, так как этот формат является "родным" для asterisk. IAX расшифровывается как Inter Asterisk eXchange protocol версии 2. Данный протокол обладает рядом преимуществ по сравнению с другими протоколами, в частности он без проблем "проходит" через NAT/VPN сети, проще администрируется, более безопасен, и меньше потребляет интернет-трафика. Однако данный протокол только недавно начал поддерживатся сторонними производителями шлюзов.
* SIP. Наиболее распространненый протокол. Очень хорошо поддерживается системой астериск. При невозможности использования IAX2 протокола нужно использовать SIP.
* H323. Самый первый протокол передачи голоса в пакетных сетях. На сегодняшний день стандартом является H323 версси 4. Постепенно данный протокол выходит из обращения в пользу SIP/IAX2 протокола. Частично поддерживается астериск, так как ни одна из 3-х (\!) различных реализаций не обуспечивает достаточного уровня совместимости/надежности. Связано это в первую очередь с большой сложностью реализации протокола H323 и его архитектурой, а также то, что разработчики астериск не занимаются поддержкой H323, и это выполняют сторонние компании/разработчики по "остаточному" принципу (для меня работает, ну и хватит).

Предпочтительный тип подключения - [VoIP]. Asterisk поддерживает следующие VOIP протоколы:
* IAX2. Самый предпочтительный протокол - IAX2, так как этот формат является "родным" для asterisk. IAX расшифровывается как Inter Asterisk eXchange protocol версии 2. Данный протокол обладает рядом преимуществ по сравнению с другими протоколами, в частности он без проблем "проходит" через NAT/VPN сети, проще администрируется, более безопасен, и меньше потребляет интернет-трафика. Однако данный протокол только недавно начал поддерживатся сторонними производителями шлюзов.
* SIP. Наиболее распространненый протокол. Очень хорошо поддерживается системой астериск. При невозможности использования IAX2 протокола нужно использовать SIP.
* H323. Самый первый протокол передачи голоса в пакетных сетях. На сегодняшний день стандартом является H323 версси 4. Постепенно данный протокол выходит из обращения в пользу SIP/IAX2 протокола. Частично поддерживается астериск, так как ни одна из 3-х (\!) различных реализаций не обуспечивает достаточного уровня совместимости/надежности. Связано это в первую очередь с большой сложностью реализации протокола H323 и его архитектурой, а также то, что разработчики астериск не занимаются поддержкой H323, и это выполняют сторонние компании/разработчики по "остаточному" принципу (для меня работает, ну и хватит).

h3. Аналоговые шлюзы

Представляют собой преобразователи непрерывных электрических сигналов, используемых в телефонии в IP пакеты. Шлюзы можно классифицировать по следующим критериям.
* Количество портов. Существуют шлюзы на 1,2,4,8,16,24,32,48 портов.
* Поддерживаемые [VoIP] протоколы: IAX2, SIP, H323
* Форм-фактор. Для монтажа в стойку или "настрольный" вариант.

h3. IP телефоны
Отличаются в первую очередь ценой и внешним видом. Есть как бюджетные модели китайских производителей (до 100$ за телефон), так и элитые модели "белых" брендов по цене 300-400$. Также последнее время есть так называемые Dual телефоны с поддержкой GSM и WiFi сред передачи. IP телефоны могут иметь 2 сетевых интерфейса (RJ45) для экономии сетевого кабеля. В этом случае основной сетевой шнур подключается к телефону, а компьютер подключается к сети через телефон. Т.е. телефон работает как мини-хаб.

Отличаются в первую очередь ценой и внешним видом. Есть как бюджетные модели китайских производителей (до 100$ за телефон), так и элитые модели "белых" брендов по цене 300-400$. Также последнее время есть так называемые Dual телефоны с поддержкой GSM и [WiFi] сред передачи. IP телефоны могут иметь 2 сетевых интерфейса (RJ45) для экономии сетевого кабеля. В этом случае основной сетевой шнур подключается к телефону, а компьютер подключается к сети через телефон. Т.е. телефон работает как мини-хаб.

h3. Софтфоны (программные телефоны)
Наиболее доступный способ оборудования абонента, так как существует большое количество бесплатных и недорогих софтфонов.
Мы используем софтфон Zoiper, доступный с сайта http://www.zoiper.com. Коммерческая версия соффона поддерживает кодек G729, также возможно заказать собственный дизайн.

Наиболее доступный способ оборудования абонента, так как существует большое количество бесплатных и недорогих софтфонов.
Мы используем софтфон Zoiper, доступный с сайта [http://www.zoiper.com]. Коммерческая версия соффона поддерживает кодек G729, также возможно заказать собственный дизайн.

h3. USB телефоны

Работают в паре с софтфонами. Подключаются к USB порту компьютера. По цене немногим меньше самых дешевых полноценных IP телефонов.

h2. Бизнес-кейсы


h3. Новый офис


h3. Лимит существуюшей УАТС


h3. Объединение офисов


h3. "Продвинутые" функции


h3. Центр обработки вызовов (call center)